Чтобы лучше видеть в ночи: лампы или светодиоды?
Современные фары транспортных средств оснащаются тремя видами ламп:
- галогенными;
- газоразрядными;
- светодиодными.
Среди автолюбителей неоднократно возникают споры, за какими из них признать первенство, намного ли новые источники света превосходят старые, традиционные? Некоторые из водителей, напротив, уверенно говорят, что лампа лучше светодиода по многим параметрам. Во-первых, она проверена временем, стала привычной. Звучит не очень убедительно? Хорошо. Во-вторых, она доступнее по стоимости, что, согласитесь, немаловажно для потребителя. В-третьих, лампа, включая галогенную и ксеноновую, выдает более естественный свет, чем светодиодная модификация. К тому же галогенная признана экспертами наилучшей по светопередаче среди всех конкурирующих вариантов. И наконец, ее эксплуатация возможна даже при весьма высоких температурах окружающей среды.
Сторонникам утверждений о том, что лампа гораздо лучше светодиода, резонно возражают поклонники новейших технологий. Стоит заметить, что светодиодную лампу правильнее будет называть полупроводниковым элементом, пропускающим ток в одном направлении. При этом он излучает световые волны, видимые человеческому глазу.
Полупроводник достоин похвалы, потому как:
- срабатывает быстрее стандартной лампы;
- компактнее по размеру;
- потребляет меньше энергии;
- почти не греется при работе и характеризуется практически неограниченной продолжительностью службы.
Но до сих пор светодиодам доверяют второстепенные задачи (стоп-сигналы, габаритные и дневные ходовые огни). Отчего же светодиоды никак не вытеснят ксеноновые и галогенные лампы окончательно? Дело в том, что полупроводниковая оптика имеет некоторое количество недочетов. Впрочем, они буквально тонут в волне несомненных преимуществ, однако нельзя о них не упомянуть. Минусы led-излучателей:
- по-прежнему высокая стоимость продукции (что со временем должно измениться и уже меняется);
- эффект ослепления водителей встречного транспорта;
- малая дальность пучка света и рассеивания.
Вот, пожалуй, и весь перечень недостатков.
Самый верный способ проверить, какие светодиоды лучше лампы, — попробовать испытать их в ночное время или в абсолютно темном помещении.
Соревнование по эффективности
По информации проводивших тестирования обычных ламп и светодиодов в фарах автомобилей, эффективность свечения первых в закрытом пространстве в среднем составила 10лм/Вт, вторых — от 50 до 120 лм/Вт. Полупроводники по светоотдаче не подкачали.
Полигонные замеры освещенности также показали, что по эффективности со светодиодными излучателями тягаться сложно, но полупроводниковые элементы, установленные в штатные фары, ослепляют водителей встречных автомобилей, о чем мы упоминали выше. Причина кроется в отсутствии светотеневой границы, которая не формируется штатной оптикой, настроенной под стандартные лампы.
В общем, о каких светодиодах лучше лампы ни шла бы речь, для led-изделий нужна своя оптика. В этом случае комфорт для водителя при управлении автотранспортным средством ночью возрос бы в разы.
Производством автомобильных светодиодов занимается множество предприятий, тем не менее ведущими в этой сфере являются Philips, Osram. Неплохую конкуренцию лидерам составляют светодиоды ADL.
КОНТАКТЫ